Только что в Москве завершилась международная конференция Института Адама Смита, посвященной автоиндустрии в России.
Ввсе автомобильные эксперты сошлись во мнении, что китайские производители, прежде чем завоевывать Европу, в качестве полигона для отработки технологий и управления выбрали Россию. Повезло нам или нет — вопрос сложный, однако именно на российских покупателях китайцы ставят опыты. А передела рынка в Европе в ближайшие пару лет не предвидится. Пока китайские автопроизодители не готовы к нападению.
Неплохим индикатором намерений КНР послужил женевский
автосалон
. Поднебесную там представляли лишь две марки —
БИД
и Brilliance. Однако даже они не остались без внимания. Выделился BYD — для европейского дебюта они приготовили новейшую разработку, субкомпакт F1. Машинка милая, достаточно современная, но снова подчистую скопированная. В этот раз в качестве "вдохновителей" выступил альянс PSA-Toyota, выпускающий модели
Peugeot
107,
Ситроен
C1 и
Toyota
Aygo — именно эту троицу и "отксерили" инженеры BYD. Но копия получилась хитрой — изменен дизайн передней и задней светотехники. Но сбоку BYD F1 — точная копия Toyoya Aygo. Про оснащение китайцы пока молчат. Совершенно очевидно, что уже в ближайшее время это чудо клонирования будет доступно в России. Но радость от того, что мы будем первыми в мире, быстро сменяется сомнениями: а так ли хорош этот F1? Что у него с безопасностью? Как будет налажен сервис? Сколько он будет стоить?
Кроме BYD в Женеве снова засветился Brilliance. Эта марка хорошо знакома европейцам, только вот слава у нее дурная — большой седан BS6 чуть больше года назад с треском провалил испытания ADAC по пассивной безопасности по методике EuroNCAP. Видеоролик с записью удара обошел весь интернет. BS6 набрал тогда 1 балл из 5 возможных, силовая структура кузова не выдержала нагрузок, порог сложился, передняя стойка ушла в салон. Вскоре представители
Brilliance
вроде как реабилитировались – и со второго раза тест по нормам EuroNCAP седан BS6 прошел уже с результатом в “3 звезды”. Теперь Brilliance заявляет, что автомобили готовы к новым тестам и полностью отвечают европейским требованиям по пассивной безопасности. Отчасти им можно верить — в феврале на Дмитровском полигоне (НИЦИАМТ) был проведен сертификационный краш-тест Brilliance M2. Тест производился в рамках обязательной сертификации автомобиля по европейскому правилу ЕЭК ООН № 94, вступившему в силу и в России с этого года, – фронтальный удар о деформируемое препятствие с перекрытием в 40 процентов на скорости 56 км/ч. Итоги удара в НИЦИАМТе – сертификация пройдена. Осмотр останков автомобиля сразу после удара показал, что подушки сработали вовремя, приняли на себя манекены в нужных точках. Анализ точных данных по перегрузкам у манекенов и видеозапись показали, что кузов достаточно крепкий, автомобиль соответствует стандартам.
Китайцы пока берут покупателей привлекательными ценами. Но и здесь ситуация двоякая: продукция КНР в России продается только два года, но имидж у нее, мягко говоря, не самый приятный. Виной тому качество тех автомобилей, которым было суждено стать первооткрывателями нашего рынка — это были
Черри
и Great Wall. Они не могли конкурировать по уровню сборки даже с продукцией АвтоВАЗа, что уж говорить о корейцах, европейцах и японцах.
В данный момент у компаний, специализирующихся на поставке китайских авто в РФ, стоит очень непростая задача улучшить имидж. Успешные краш-тесты Brilliance M2, BYD F3,
Lifan
Breez и некоторых других, проведенные в НИЦИАМТе, показывают, насколько сильно прогрессирую китайские автомобили. Но продажи Chery Amulet, провалившего краш-тест полтора года назад, не остановлены. Представители Chery в России заверили — модернизация Amulet была проведена, и доработанный автомобиль гораздо лучше прошел тесты в Англии, но даже они не могут ручаться за то, что англичанам на растерзание был пригнан серийный автомобиль, а не доработанный специально ради теста. Lifan Breez также подвергся удару на скорости 56 км/ч — по словам Евгения Межова, генерального директора ООО "Истерн", представляющего эти авто в России, Breez отлично выдержал испытание и полностью соответствует нормам. BYD F3 — та же история: в конце лета участь быть разбитым о деформируемый куб лаборатории пассивной безопасности НИЦИАМТа не избежал и он. Как сообщали тогда представители главного дистрибьютора BYD в России компании "Ирито", краш-тест по правилам EuroNCAP (фронтальный удар о деформируемое препятствие с перекрытием в 40 процентов на скорости 64 км/ч и боковой удар на скорости 55 км/ч) F3 прошел с достойным результатом. А вот сверхдоступный
Geely
Otaka оказался смертельно опасным — он не смог набрать даже одной звезды из пяти.
Но то, что китайцы учатся, и учатся быстро — это факт. Множество переговоров отечественных поставщиков, постоянные испытания, непрекращающаяся работа по модернизации уже имеющихся автомобилей — это день сегодняшний. Кроме того, многие бренды из КНР тратят колоссальные деньги на опытных европейских и японских специалистов, и попросту перекупают их. В ближайшие годы они, под руководством специалистов из России и других стран, наладят и качество, и сервис, а цены как были, так и останутся ниже, чем у аналогов из других стран. Тогда же китайцы начнут активнее проникать на европейские рынки, и самое интересное только начнется.
Евгений Липовицкий